Чтобы не допустить топливного кризиса, власти заключили с нефтяниками пакт о «солидарной ответственности». Хоть один нарушит — введут пошлины.
11 нефтяных компаний России, в том числе «Татнефть» и ТАИФ-НК, согласились держать оптовые цены на уровне июня 2018 года как минимум до апреля 2019-го. Вчера их, что называется, добрым словом и пистолетом убедил это сделать Дмитрий Козак. «Биржа не должна реагировать на политические решения, она должна работать по законам рынка», — сомневается глава ассоциации нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов в действенности такой меры.
«РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО, И СИТУАЦИЯ МОЖЕТ НАЧАТЬ УСПОКАИВАТЬСЯ»
Накануне вечером в Доме правительства в Москве собрались на экстренное совещание все крупные нефтяные компании России. Ситуация с ценами на моторное топливо, как и весной, оказалась на грани кризиса. Заправщики начали жаловаться, что биржевая стоимость нефтепродуктов уже выросла, а цены в рознице приходится искусственно поддерживать на действующем уровне. В итоге премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку в течение двух дней урегулировать ситуацию. В результате вчера Козак, министр энергетики РФ Александр Новак, представители минфина и ФАС, а также топ-менеджеры крупнейших нефтяных компаний прозаседали три часа. В мероприятии участвовали среди прочих гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, председатель совета директоров «Русснефти» Михаил Гуцериев, вице-президент «Лукойла» Вадим Воробьев, первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров и другие — всего 11 компаний. Присутствовала и «Татнефть» — компанию представлял, по данным ТАСС, замгендиректора Азат Ягафаров. Участвовал в совещании и ТАИФ-НК. При этом не все из представителей – участников совещания имели полномочия ставить подпись под принятым по итогам документом, так что время официального подписания соглашения растянулось на сутки.
Как рассказал Козак журналистам по итогам встречи, правительство и нефтяники в течение 24 часов должны подписать соглашение о стабилизации цен. «Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) договорились поставлять топливо в объемах, зафиксированных в 2017 году, плюс 3 процента», — заявил он. Но самое важное, что оптовые цены на бензин и дизтопливо должны быть заморожены на уровне июня 2018 года. Со следующего года оптовые и розничные цены расти могут, но не больше чем на уровень инфляции. «Решение найдено, и ситуация может начать успокаиваться. Она была расшатана искусственно», — заверил вице-премьер.
Таким образом, компании будут обязаны продавать независимым АЗС топливо в опте по замороженной цене, но уже не должны увеличивать стоимость его реализации на бирже. Последнее предложение, кстати, поступило от «Роснефти». Новак, выступая перед журналистами, подчеркнул, что продажи будут осуществляться по «прямым внебиржевым контрактам по ценам, которые сформируют для них нормальную маржу» (цитата по «Интерфаксу»).
Срок действия соглашения — до конца марта 2019 года, но Козак отметил, что при необходимости оно может быть продлено.
С утра «Татнефть» подтвердила «БИЗНЕС Online» свою готовность сотрудничать в рамках соглашения. «Оно фиксирует договоренности, достигнутые между правительством и нефтяниками еще в мае 2018 года. Речь идет о стабилизации внутрироссийских розничных цен на топливо, увеличении поставок топлива на внутренний рынок. Наша компания поддерживает инициативу правительства и сделает все от нее зависящее для обеспечения национальной экономики нефтью и качественными нефтепродуктами», — сообщила пресс-служба «Татнефти». Позавчера данная компания в опубликованной отчетности за 9 месяцев отчиталась об увеличении выручки в 1,4 раза и чистой прибыли в 1,9 раза до рекордных за всю свою историю 587 и 163 млрд рублей. Так что есть основания полагать, что обязательство о заморозке цен на внутренний рынок не станет для «Татнефти» болезненным.
БУДЕТ СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Вице-премьер отчетливо дал понять, что после подписания соглашения для нефтяников обратной дороги не будет. «У нас должно быть четкое и понятное обязательство, все должны понимать — будет солидарная ответственность: одна компания не выполняет условия соглашения — мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении», — пригрозил Козак (цитата по ТАСС). У правительства действительно были и более жесткие аргументы: три дня назад Медведев поручил ввести заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов уже до конца этой недели в случае, если с нефтяниками не удастся договориться. Этот «кнут», как оценивают эксперты, и стал ключевым фактором компромисса.
«Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, — они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны», — подвел итоги Козак.
Интересно, что менее чем за час до начала совещания «Роснефть» опубликовала развернутое заявление с собственными предложениями по стабилизации ситуации на топливном рынке. Первым делом, по ее мнению, нужно обязать российские компании поставлять на НПЗ не менее 17,5% нефти (цифра взята из отношения потребляемых в РФ нефтепродуктов к объему добычи нефтяного сырья). Было и еще более радикальное предложение — о переносе уплаты акциза с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов РФ и введении плавающей ставки акциза на моторное топливо. Это, по мнению «Роснефти», помогло бы избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.
В расшатывании ситуации (о чем говорил и Козак) «Роснефть» обвинила независимые АЗС. «Сегодня мы наблюдаем провокационную кампанию, инициированную рядом независимых АЗС, которая направлена на обострение социально-экономической обстановки в регионах с целью получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода для своих собственников, зачастую не проживающих в России», — заявила компания в своем пресс-релизе.
Козак рассказал, что предложение «Роснефти» по нормативу поставок в 17,5% продолжат обсуждать. С тезисом о провокациях независимых АЗС вице-премьер косвенно согласился. «Понятно, что денег много не бывает, каждый сегмент и участник рынка борются за свои доходы, независимый розничный сегмент, который занимает 53 процента розничного рынка нефтепродуктов, выступает за снижение оптовых цен, может быть, даже не всегда оправданно», — сказал он.
Напомним, цены на моторное топливо в России активно ползут вверх уже второй год подряд. По данным Росстата, за 2017 год бензин в России подорожал на 7,3% — почти втрое выше официальной инфляции в 2,5%. А за 8 месяцев текущего года цены на бензин выросли на 8,9%, на дизельное топливо — на 10,3%. И это несмотря на то, что нефтяные компании по договоренности с правительством все лето не поднимали цены на своих заправках. В сентябре стоимость бензина вновь начала расти — нефтяники вообще объявили, что добиваются повышения цен на бензин на 4−5 рублей.
ИРЕК СУЛЕЙМАНОВ: «Я БЫ НЕ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»
Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов пока что настороженно относится к принятым накануне решениям нефтяников. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он признал, что еще надо посмотреть, как выработанный сложный механизм по сдерживанию оптовых цен на моторное топливо покажет себя на деле.
«Я бы не сказал, что это соломоново решение, потому что оно не окончательное. Все понимают, что после Нового года все равно будет повышение, потому что повышение акцизов все равно никто не отменял (правда, минфин России обещает компенсировать его демпферами — прим. ред.). Сейчас ситуация постепенно выправляется, оптовые цены на бензин понемногу поползли вниз. Но этот тренд не очень хороший, потому что биржа не должна реагировать на политические решения, она должна работать по законам рынка», — рассуждает Сулейманов.
Он пояснил, что комиссией Козака выработана целая таблица по регионам: каждому субъекту РФ «прописаны» свои рекомендуемые оптовые цены на топливо и размеры наценок на заправках. При этом заправщики плохо понимают, кто и как будет следовать этим «указаловкам», ведь АЗС далеко не всегда покупают топливо в своем родном регионе. Как минимум не у всех есть свои НПЗ. Татарстану повезло — в республике сразу два нефтеперерабатывающих завода: дизельное топливо и бензин производит компания «ТАИФ-НК»; ТАНЕКО — пока только дизельное топливо. Однако ТАИФ-НК обеспечивает лишь половину потребности татарстанского розничного рынка, к тому же этой осенью завод стоял на плановом ремонте, поэтому заправщики вынуждены были приобретать бензин либо у «соседей» (прежде всего у НПЗ уфимской группы), либо на оптовом рынке. Цены на оптовом рынке моторного топлива, напомним, формируются на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, они едины для всей страны.
«Если вводятся механизмы по регулированию цен как в опте, так и наценок на заправках, как биржа будет работать? Мне это непонятно! Получается, что введено ручное руководство ценами. Это не есть хорошо при рыночной экономике, но на сегодняшний день это вариант выхода из ситуации, которая сложилась. К нам, наконец, прислушались, обозначили проблемы — прежде всего независимых заправщиков. И такая риторика была на совещании, что нефтяники как-то могут выживать, потому что АЗС для них не единственный источник дохода, а вот для частников это вопрос выживания», — говорит глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ.
«Козак сказал: „Сутки мы взяли на то, чтобы все отладить“. Со вчерашнего вечера по сегодняшний. То есть с завтрашнего дня все эти механизмы должны заработать. Как все это будет, пока сказать сложно», — добавляет он.
Едкие высказывания представителей «Роснефти» Сулейманова возмутили. «Владельцы АЗС расписаны в плохих традициях 90-х: малиновые пиджаки, воры, все живут за границей, налоги не платят, схемы выстраивают и всю страну развалили. Ну извините — это чушь. За день до этого они обвинили правительство РФ, Медведева заставляли решать этот вопрос, мол, сам придумал все схемы, вот пусть сам и решает. Ну что за глупости?!» — удивляется глава ассоциации.
«МНОГИЕ НЕЗАВИСИМЫЕ УЖЕ РАСПРОДАЮТ СВОЙ БИЗНЕС»
Соглашение Козака с нефтяниками прокомментировали и другие эксперты «БИЗНЕС Online».
Сергей Автономов — директор ООО «Мустанг Ойл»:
— Новость порадовала, и если не возникнет саботажа со стороны нефтяных компаний, то да, будет хорошо. Они могут просто сократить производство, заводы на ремонт поставить и увеличить экспорт сырой нефти. Надеюсь, что мудрости нашего правительства хватит, чтобы все эти подводные камни устранить. Если цены заморозят на уровне июня 2018 года, это позволит розничным игрокам формировать маржу. Если не будет давления по снижению розничных цен, то может начаться уже конкурентная борьба между заправщиками. Если маржа нормальная, то АЗС по мере возможностей начинают снижать цены на стелах. Появляется заинтересованность в привлечении новых клиентов, потому что, когда прибыли нет, нет смысла привлекать новых покупателей.
Удивляюсь тому, как представители «Роснефти» расписали владельцев частных АЗС. Скажу больше — многие независимые уже распродают свой бизнес, потому что он стал уже настолько нерентабельным и убыточным, а вертикально интегрированные компании (ВИНКИ — прим. ред.) благополучно скупают заправки, либо рынок освобождается. Как «Роснефть» будет работать, например, в сельских, отдаленных районах? ВИНКИ же не будут ставить там АЗС. Их не интересуют «низкопроливные» места. Они говорят, что «независимые» купаются в деньгах, а про то, что «Роснефть» постоянно получает дотации от государства за понесенные убытки, налоги ей списывают, молчат!
Ирек Валиев — генеральный директор «ТранзитСити» (заправки Irbis):
— Мы надеемся, что что-то должно поменяться в положительную сторону. Заявления представителей правительства обнадеживают, они недовольны существующей ситуацией, их действия направлены на то, чтобы ее изменить, чтобы и независимая розница могла иметь маржу для поддержания своего хозяйства. Конечно, это не системный подход, а ручное управление. Должна быть какая-то система, которая будет регулировать все это внутри себя. Ручное управление может работать только в течение какого-то периода. Смогут ли нефтяники выполнить эту задачу? Думаю, что смогут, уже вчера цены начали корректироваться на бирже в сторону понижения. Решение заморозить оптовые цены на уровне июня 2018 года позволит нам работать с прибылью. Как раз нормальный, экономически обоснованный период у нас был летом — июнь, июль и август, а в сентябре опять цены поползли вверх, после чего и пошли рассуждения на тему сдерживания оптовых цен.
Таких частных заправщиков, про которых нам рассказали в «Роснефти», практически не осталось, может быть, их единицы. Это ошибочный образ, который сидит у них в голове, может быть, он сложился потому, что они в данном сегменте никогда не работали. Частный рынок более ответственный, он понимает, что обманом не проживешь, что завтрашний день на этом не выстроишь. По крайней мере, наша компания работает именно так. У нас собственная лаборатория, собственная нефтебаза, парк бензовозов — чтобы управлять всеми этими процессами. Может быть, такими заявлениями они хотят подорвать доверие к частным АЗС?