Сегодня 24 апреля 2024

30.05.2018

Президенту будет непросто отвечать на вопросы на «Прямой линии». Граждан очень волнует резкий рост цен на бензин – вопрос об этом зададут Путину впервые почти за пять лет. Второй болезненный вопрос касается угрозы повышения пенсионного возраста. По данным Superjob.ru, почти половина граждан выступают не просто за сохранение текущего возраста, а за его снижение. У властей нет понимания, как решать эти проблемы. Остановить рост цен на бензин не получается. А что делать с пенсионным возрастом – правительство не определилось.

На сайте «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая запланирована на 7 июня, опубликованы первые вопросы россиян.

В частности, в экономической рубрике упомянут такой вопрос: «Когда у нас перестанут так быстро расти цены на бензин? Цена под 50 руб. Это очень много». Автор вопроса обращает внимание на то, что бензиновые цены влияют на общую инфляцию, и указывает, что в такой нефтедобывающей стране, как Россия, бензин мог бы быть дешевле.

Примечательно, что тема бензиновых цен давно не попадала в повестку общения президента с населением. Последний раз о ситуации с ценообразованием на рынке нефтепродуктов Путина спрашивали во время «Прямой линии» в 2013 году. «Почему на сегодняшний день в Комсомольске-на-Амуре 92-й бензин стоит 34 руб., а дизтопливо еще больше – 36 руб.? С чем связана такая разница в цене – и вообще цена, при том что в такой же нефтедобывающей стране, Венесуэле, бак бензина в 40 л стоит 2 долл?», – поинтересовался тогда у главы государства один из жителей Комсомольска-на-Амуре.

«Вопрос цен, ценообразования, экономического обоснования этих цен и социальной справедливости всегда на повестке дня у нас находится. В общем и целом, безусловно, это правильно, мы должны за этим следить, – отвечал тогда президент. – Насколько я знаю, сейчас у нас в среднем в европейской части цена высокооктановых бензинов АИ-95 – где-то 31 рубль с чем-то… Литр летнего дизельного топлива – где-то 32. На Дальнем Востоке всегда традиционно чуть-чуть подороже».

Кстати, уже по одной этой цитате можно заметить, что ситуация с ценами на бензин в России за последние пять лет не улучшилась, а только ухудшилась. Проблеме дисбалансов на топливном рынке уже очень много лет. Можно вспомнить, как еще в начале нулевых правительство было вынуждено возродить так называемые балансовые задания на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок.

Вчера Росстат сообщил, что в январе–апреле розничные цены на бензин в среднем по стране выросли более чем на 6% к тому же периоду 2017-го; цены производителей за указанный период выросли на 2,5%. При этом в апреле по отношению к марту оптовые цены подскочили сразу на 13%, в то время как розничные выросли на 1%. Ранее «НГ» писала, что сейчас бензин в стране дорожает в среднем почти в три раза быстрее общего роста потребительских цен (см. «НГ» от 21.05.18).

«Для того чтобы сдержать рост розничных цен, нужно сначала сдержать рост оптовых цен. На сегодняшний день оптовые цены выше розничных. В такой ситуации рост розничных цен просто неизбежен, – предупредил вчера в эфире Национальной службы новостей президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Чтобы снизить рост оптовых цен, необходимо понять причину их роста. Они растут вследствие той тарифно-финансовой политики, которую проводит правительство РФ». «В этой ситуации либо необходимо менять параметры тарифно-финансовой политики, либо жестким административным давлением заставлять производителя увеличивать производство и поставки на внутренний рынок, и в первую очередь увеличивать объем продаж через биржу», – добавил Аркуша.

Своим рецептом поделился вчера и бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Дело в том, что правительство целенаправленно делает так, чтобы как нефть, так и нефтепродукты выгоднее было экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке, – сообщает он. – Сегодня при экспорте возвращается налог на добавленную стоимость (НДС) и не берется акциз на нефтепродукты. Конечно, берутся экспортные пошлины, но в результате налогового маневра они уменьшаются. То есть налоговый маневр ведет к тому, чтобы экспорт становился еще выгоднее». «Чтобы бензин не дорожал, а дешевел, должны быть повышены экспортные пошлины на нефть и введены акцизы на экспортируемые нефтепродукты, прекращена частично или полностью практика возврата НДС экспортерам (на сырье и продукты первого передела). Только так можно сбалансировать рентабельность продаж на внутреннем и внешнем рынке», – считает Титов.

Правда, как считает, например, аналитик «Фридом Финанс» Артем Бахтигозин, «предложенные меры фактически означают только одно – увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании»: «Главным выгодоприобретателем подобной инициативы станет государственный бюджет. Но при этом далеко не факт, что подобные меры будут стимулировать экономику и помогут достичь заявленной цели – снижения цен на бензин на внутреннем рынке».

«Повышение привлекательности экспорта при росте цен на нефть действительно приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке (и росту цен на бензин на пиках спроса). Но важно отметить и то, что при текущем налоговом режиме цены на бензин почти на 70% состоят из налогов», – добавляет Бахтигозин. «Поэтому без дополнительного ослабления, например, снижения акцизов, сложно будет рассчитывать на какое-либо снижение цен на рынке нефтепродуктов», – считает он.

Напомним, в этом году было запланировано двойное повышение акцизов на бензин: в январе и июле. Но неделю назад появились сообщения, что правительство поручило Минфину, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе до 28 мая подготовить проекты федеральных законов о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако эксперты сообщают, что сейчас автозаправки «несут убытки с каждого проданного литра бензина», и обсуждаемого снижения акцизов будет недостаточно для стабилизации розничных цен – передает мнение аналитиков ТАСС.

Независимая газета

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики