Грузоперевозчики Петербурга и Ленобласти призвали федеральные власти отменить маркировку «Честный знак» и ряд других технических регламентов ЕАЭС. Все это значительно усложняет доставку в страну шин, которая и так рухнула на 50%. И это при том, что у логистических компаний хватает и других проблем, решения которых пока нет.
Транспортные компании сейчас в основном работают в операционном убытке. Об этом игроки рынка заявили в ходе круглого стола в областной ТПП. На отрасль давят как высокие ставки, установленные еще в прошлом году на фоне бума грузоперевозок, так и острая потребность в обновлении парка. Средний возраст фур в России, по оценке специалистов, превышает 20 лет. И полбеды, когда есть доступ к запчастям. Но, учитывая, что большая часть автомобилей родом из Европы и Японии, говорить об этом не приходится. Даже аналоги деталей и расходников подорожали на 100%, – рассказывает директор по стратегии и внешнеэкономической деятельности компании Delko Александр Цыпин.
Директор по стратегии и внешнеэкономической деятельности компании Delko Александр Цыпин:
— Это связано с тем, что на волне резкого роста курса доллара и дистрибьюторы увеличили отпускные цены. Потом они опустились. И, конечно же, стоимость самой логистики, закупки и доставки вырастает в разы, потому что купить напрямую сейчас невозможно. Необходимо действовать через цепочки посредников, участников транспортной отрасли, всё это меняется. Если раньше заказ запчасти составлял не больше месяца, то сейчас 3-4 месяца. Это дорого.
Ситуацию для областных перевозчиков усугубляет и то, что приоритет наземных грузоперевозок все больше смещается в сторону юга и востока страны. Неслучайно власти в ускоренном темпе планируют открывать новые пункты пропуска на границе с Монголией, Китаем, Азербайджаном и Грузией. В планах Минтранса, как минимум 40 объектов к 2025 году. Более того, часть товаров, ранее перевозимых по Северо-Западу автотранспортом, уже сейчас доставляется клиентам по железной дороге и по воде.
Зампред правительства Ленобласти по транспорту Сергей Харлашкин:
— Нарушается выстроенная десятилетиями логистика. Изменения уже вызвали снижение объемов перевозок грузов и рост конкуренции на рынке. Так, по официальной статистике, уже видно снижение общих объемов по Ленинградской области почти на 10%. Рост конкуренции за груз, изменения направления грузопотоков, падение тарифов с одновременным ростом цен на запчасти и расходные материалы создали тяжелые условия. В качестве основных направлений работы по проблемным вопросам мы видим упрощение и оптимизацию процедур закупки товаров и услуг.
У Петербурга свои проблемы, в их числе недозагрузка Большого порта. Решением может стать тесное сотрудничество с Марокко, заявил зампред городского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Наибольший интерес для экспорта, по его словам, представляют пиломатериалы. Есть, впрочем, и другие варианты, которые как раз могут оказаться перспективными для автотранспортных компаний:
Зампред городского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков:
— Также рассматривается возможность отправки грузовых автомобилей Марокко и Анголы, возможность фрахтовать суда в ОАЭ с контейнерами, чтобы наладить взаимодействие с Марокко. Также рассматриваются варианты запуска прямого морского сообщения между портами Латинской Америки и большим портом Санкт-Петербурга, в том числе Аргентина. Поэтому, возможно, будет налажена и такая связь.
Впрочем, до этого момента могут дожить не все логистические компании. О негативной динамике на рынке свидетельствует индекс FTL, который показывает, как меняются цены на доставку по основным российским направлениям. За три месяца они снизились более чем на 13%. По данным РБК, на маршруте Петербург — Москва компании работают по тарифу 33 руб./км, что на треть меньше даже мартовских показателей. Для многих это на грани рентабельности, поэтому не исключено, что к осени Россию захлестнет волна банкротств грузоперевозчиков.