17.11.2022

В рамках выставки-форума «Дорога 2022», которая прошла в Казани в октябре, состоялся круглый стол ГК «Автодор» на тему «Скоростные автомагистрали: востребованность сегодня и завтра». Участники обсудили развитие скоростных дорог в России, создание условий для развития и оптимизации экономических и туристических маршрутов. Подробнее — в материале «ДорИнфо».

Четыре масштабных проекта «Автодора»

Участники круглого стола обсудили проекты по развитию опорной сети автомобильных дорог в контексте социально-экономического эффекта, который трассы могут дать для регионов и страны в целом. По словам первого заместителя председателя правления ГК «Автодор» Игоря Коваля, в работе у Госкомпании — четыре крупных технико-экономических обоснования на четыре масштабных и амбициозных проекта. Первый — строительство автодороги «Южный кластер», которая соединит населенные пункты Горячий ключ, Джубга и Сочи, в том числе обход микрорайона Адлер.

«Если мы говорим про участок от центрального Сочи до Адлера, где, к слову, расположен аэропорт, то среднесуточная интенсивность там составляет порядка 75 тыс. автомобилей с пиковыми нагрузками до 100 тыс. в периоды летних отпусков. Обход микрорайона Адлер, который мы планируем реализовывать, сможет уже в первый год эксплуатации переключить более трети от действующего трафика. Если будет реализована вся трассировка — 152 км от города Горячий Ключ до Адлера — это позволит сократить время в пути в три раза по сравнению с действующим маршрутом. Два часа от Горячего Ключа до Сочи — это абсолютно, на мой взгляд, меняет картину», — отметил Игорь Коваль.

Второй проект — строительство «Юго-Западной хорды». В перспективе новая трасса соединит Урал с южной частью страны с выходами на порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

«Мы сейчас активно работаем над формированием транспортной модели, над обсчетом того трафика, который поедет по этой трассировке, напомню, это порядка 2 тыс. км. По нашим предварительным данным, время в пути может сократиться на 30 % от Екатеринбурга до Краснодара. Таким образом, проходя по восьми субъектам РФ, безусловно, такой проект может не только качественно изменить логистику грузов и пассажиров, но и привнести дополнительное развитие промышленного потенциала субъектов РФ», — сообщил представитель «Автодора».

Третий проект — вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2): ее планируют построить на расстоянии от 5 до 20 км от действующей КАД.

«КАД в Питере сегодня, по факту, стала частью улично-дорожной сети и определенным образом сдерживает развитие территорий, находящихся уже в границах Ленинградской области, поэтому создание скоростной автомобильной дороги первой категории, которая обеспечит скорость движения 130 км/ч и соединит федеральную трассу М-11 «Нева» с федеральной трассой «Скандинавия», на наш взгляд, будет иметь абсолютно определяющее значение как для Санкт-Петербурга, так и для Ленинградской области», — сказал Игорь Коваль.

Четвертый проект — трасса «Меридиан», которая станет важной составной частью международного транспортного коридора «Запад — Восток». Сейчас рассматривается несколько трассировок будущей дороги. Одна из них — выход с российско-казахстанской границы в районе международного автомобильного пункта пропуска «Маштаково». Еще один вариант — от Озинок в Саратовской области, пересекая несколько федеральных трасс, в том числе дорогу М-4 «Дон», с выходом на границу России и Республики Беларусь.

«Изначально в планах было кратное наращивание грузовой базы, которая должна была переключиться на автомобильный транспорт на маршруте Китай — Европа. Да, сейчас есть определенные ограничения, о которых мы все знаем, но в то же время транспортное значение с учетом увеличивающего товарооборота между Россией и Китайской народной республикой делает эту трассу не менее перспективной», — сообщил Игорь Коваль.

Представитель «Автодора» добавил, что «Юго-Западная хорда» и «Меридиан» будут иметь взаимовыгодное влияние, то есть автомобильный трафик будет распределяться по сети с учетом двух новых масштабных коридоров с выходом на присоединенные субъекты РФ.

Эффект от скоростных трасс для Башкирии

Участие в круглом столе приняли представители регионов, по территориям которых пройдут будущие скоростные автотрассы. Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Александр Булушев поблагодарил ГК «Автодор» и Правительство РФ за то, что значительный участок трассы М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» пройдет по территории Башкирии. По его словам, это даст мультипликативный эффект для экономического роста республики в целом, также повысятся логистические связи и туристическая привлекательность, уменьшится время в пути, в том числе от Москвы.

Также Александр Булушев высказался по поводу строительства «Юго-Западной хорды», назвав важные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при реализации проекта. «Необходимо синхронизировать повышение категорийности действующих федеральных дорог со строительством скоростных автомагистралей, потому что мы очень крупный транзитный регион, по территории республики проходит 800 км федеральных дорог, и на ряде участков мы собственно уже сегодня наблюдаем эффект «бутылочного горлышка», когда часть дороги повышена до первой категории, а часть дороги остается двухполосной. <…> Здесь важен момент определенной синхронизации для того, чтобы получить максимальный экономический эффект от эксплуатации платных дорог», — сказал министр транспорта Башкирии.

Еще один важный момент, о котором сказал чиновник, — при строительстве скоростных трасс необходимо учитывать сложившиеся промышленные научно-технические кластеры в регионах.

«Например, на юго-западе Башкортостана очень активно развивается три города — Салават, Стерлитамак и Ишимбай: там завод «Газпром нефтехим Салават» и ряд связанных с ним производств. Также особая экономическая зона «Алга», которая существует в республике. Она, если посмотреть на карте, находится немного ниже, чем планируемая трассировка хорды. Мы ни в коем случае не настаиваем, чтоб что-то менять или как-то проводить ее дополнительно через этот регион, но мы понимаем, что этот район обладает большим потенциалом промышленного развития, трафик, который оттуда поедет в сторону Уфы, далее поедет в обратном направлении от этой скоростной дороги. То есть это то, что очевидно, и такие аспекты они достаточно важны, которые в совместной работе с регионами необходимо учитывать», — сказал Александр Булушев.

Трасса М-12 для развития туризма в Татарстане

Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов заявил, что завершение строительства трассы М-12 и продолжение маршрута до Екатеринбурга повысит туристический трафик региона на 11-12 % и создаст по данному направлению туристический бренд, включающий в себя историческое, культурно-познавательное, гастрономическое направления и маршрут паломничества.

«В прошлом году мы сразу подписали соглашение о сотрудничестве именно по развитию туризма в регионах, которые находятся до трассы М-12. Что мы видим, концентрация туристических, исторических, культурных мест в этой части страны очень высокая. Исторически так сложилось, что путь из Москвы до Казани содержат и объекты ЮНЕСКО, и национальные парки, и места паломничества, и много-много всего интересного, поэтому вы видим для себя, что это огромнейший ресурс для привлечения дорожно-туристического трафика в наши регионы. Идея не просто, чтобы люди стандартно добирались из одной точки в другую, наша идея заключается в том, чтобы сделать из этой дороги вообще бренд, то есть чтобы люди относились к этому как к туристическому продукту», — отметил Сергей Иванов.

Он добавил, что автодорога М-12 может работать по принципу туристического маршрута «Золотое кольцо»: поэтому стоит рассмотреть не только индивидуальные поездки на собственных автомобилях, но и групповые туры. «Автобусный тур начинается, например, в Нижнем Новгороде, далее — посещение Москвы, Владимира, Чебоксар, Казани, возвращение в Нижний Новгород. Примерно мы рассчитали, что такое путешествие занимает от 7 до 12 дней, что очень комфортно и укладывается в стандартное понятие отпуска. Здесь могут начинать работать туроператоры для того, чтобы создавать туристические прогулки», — отметил Сергей Иванов.

Региональный комитет по туризму планирует активно сотрудничать с ГК «Автодор» при строительстве трассы М-12 в нескольких направлениях. Первое — это установка навигационных знаков к туристическим местам, второе — обустройство туристско-информационных пунктов в местах съездов или в придорожных сервисных зонах, третье — создание парковок для автодомов: эти мероприятия предусмотрены в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Еще одно направление, которое пока рассматривается как идея, — введение абонемента для человека, который путешествует по участку М-12: например, чтобы было предусмотрено 10 въездов и 10 выездов по фиксированной цене.

«А вообще идеальная история, если в телефоне у каждого жителя России будет приложение по трассе М-12, которое позволит ему посмотреть, как можно пройти этот путь, где будет предусмотрено несколько сценариев. Поскольку мы уже с регионами эту историю обсуждали, мы бы хотели, чтобы Госкорпорация выступила заказчиком этого мобильного приложения, а мы со всеми регионами, которые входят, готовы будем осуществлять администрирование, то есть наполнение контента, создание сценариев и поддержку работы колл-центра, если потребуется. Чтобы люди, скачав это приложение, видели, что это не просто дорога с указанием километража от одной точки до другой, но также и то, что есть справа, что есть слева, какие возможности, какие ночевки, какое питание, как добраться до конкретных точек туристического интереса. И таким образом, мы сможем, с моей точки зрения, привлечь дополнительный трафик на эту дорогу» — подытожил Сергей Иванов.

Скоростные трассы для развития бизнеса

Присутствовавшие на круглом столе представители бизнеса и крупных логистических компаний отметили, что заинтересованы в том, чтобы создание скоростных трасс велось как можно скорее. Кроме того, сокращение времени в пути дает возможность расширять спектр поставляемой продукции, в том числе за счет увеличения объемов скоропортящихся товаров.

По словам заместителя управляющего директора OZON Владимира Гончаренко, компания активно следит за развитием дорожной инфраструктуры, поскольку скорость доставки — конкурентное преимущество.

«Мы внимательно смотрим на развитие всей дорожной инфраструктуры, потому что сообщение между регионами, доставка транспортом для нас является очень важной. Сейчас особенно бурное развитие такого сервиса как маркетплейс, доставки продуктов, товаров — он крайне зависим от скорости. Для нас скорость доставки является ключевым [фактором]. Если мы сейчас возьмем всю Россию, то средний срок доставки составляет пять дней, в Москве — день. Все маркетплейсы, все агрегаторы стремятся к доставке получасовой, часовой. Это фактор, который является конкретным преимуществом как внутри работы маркетплейса, так и вообще работы всех компаний, которые обеспечивают население товарами, продуктами. Поэтому, когда появляется инфраструктура, которая позволяет реализовывать эту стратегию максимально быстро, для нас это является важным ключевым аспектом», — сказал Владимир Гончаренко.

Он добавил, что развитие скоростных трасс оказывает влияние на то, как компания в дальнейшем будет развивать свою логистическую инфраструктуру, в частности складскую инфраструктуру.

«Мы очень внимательно относимся к развитию Юго-Западной хорды, потому что для нас сейчас крайне важно это скоростное соединение между Краснодаром, Самарой, через Волгоград. <…> Сильно ждем проект «Меридиан». У нас сейчас товаропоток, который движется из Китая, из Казахстана, с начала этого года вырос в 8 раз, поэтому любое улучшение инфраструктуры для нас сейчас — это моменты, на которые мы обращаем внимание, ждем, смотрим дальнейшее развитие. Поэтому надеемся, что проекты будут реализованы максимально быстро, и надеемся, что другие проекты будут появляться и развиваться», — добавил Владимир Гончаренко.

Директор департамента управления эффективности транспортной логистики ООО «СЕЛЬТА» (автотранспортная компания розничной сети «МАГНИТ») Александр Миханьков подчеркнул, что скоростные автодорожные магистрали имеют важное значение для развития экономики регионов и совершенствования цепочек поставок розничных сетей.

«Для нас важна свежесть пищевых продуктов на полках магазинов, одной из составляющих достижения которой как раз и является скорость доставки. Качественные дороги ведут к сокращению транзитных сроков доставки, снижению эксплуатационных затрат автопарков и уменьшению возможных потерь грузов при транспортировке. Строительство скоростной автомагистрали «Юго-Западная хорда» для нас позволит повысить среднюю скорость движения транспортного средства и сократить пробег, возведение скоростной автомагистрали вдоль Черноморского побережья также улучшит транспортную коммуникацию внутри региона», — сказал Александр Миханьков.

Спикер добавил, что благодаря новым дорожным маршрутам компания прогнозирует сокращение потребности в транспорте: на 21,5 % — по «Юго-Западной хорде», на 32 % — по черноморскому побережью. Кроме того, с открытием ЮЗХ появится возможность доставки скоропортящихся грузов из Южного федерального округа в восточную часть России и расширение географии представленности южных товаропроизводителей.

«Следствием данных факторов становится возможность увеличения инвестиционного потенциала для расширения розничной сети, открытия новых магазинов. <…> Развитие транспортных коридоров позволит создать региональные точки роста, в которых за счет развития мобильности населения повысится трудовая активность и туристическая деятельность, что также будет являться стимулом для развития нашей розничной сети и логистической инфраструктуры. Говоря о том, что необходимо предусмотреть при строительстве магистралей, для нас очень важна возможность организации мест отдыха для водителей при следовании в пути», — добавил Александр Миханьков.

Вклад китайских инвесторов в строительство трассы «Меридиан»

На круглом столе присутствовал председатель правления Китайской национальной химической инженерной строительной корпорации «Севен» (CC7) г-н Лун Хайян. Эта компания ведет активную работу в части автодорожного строительства и обеспечения трасс современной и экологичной инфраструктурой. Как сообщил г-н Лун Хайян, в Китае наблюдается рост интереса инвесторов к российским проектам. Он рассказал, что его компания причастна к крупным дорожным проектам в России. Так, для поддержки российской национальной стратегии СС7 совместно с АО «Русская холдинговая компания» создала предприятие «Меридиан — CC7» и надеется принять участие в инвестировании, строительстве и эксплуатации дороги «Меридиан», используя все свои сильные стороны, интеграции финансовых ресурсов, передовых технологий для эффективной реализации проекта.

«После завершения строительства «Меридиана» Китай, Казахстан, Россия и Европа от начала и до конца будет соединена скоростной магистралью, и ожидается, что торговля из Китая в Европу увеличится в 4-6 раз, а торговля из европейских стран в Китай увеличится в 2-3 раза, в том числе это обеспечит эффективное содействие социальным услугам, таким как перевозка крупногабаритных и тяжеловесных автомобилей, перевозка прицепов, контейнерные перевозки. Гибкость, простота, низкая себестоимость автомобильных перевозок — все это ускорит движение товаров, оптимизирует промышленное планирование и улучшит сотрудничество между городами, сёлами и районами. Также это будет содействовать развитию многостороннего торгово-экономического сотрудничества между Китаем, Россией, Центральной Европой и другими странами Центральной Азии, а еще поможет грузовладельцам и логистическим предприятиям в расширении видов транспорта, повышении эффективности таможенного оформления и снижению затрат, что позволит достичь беспроигрышное положение для правительства, предприятий и развития торговли», — отметил гость из Китая.

Г-н Лун Хайян подчеркнул, что в процессе строительства трассы «Меридиан» компания «Меридиан — СС7» будет учитывать особенности каждого региона, расположенного вдоль будущей трассы, и применять информационно-коммуникативные технологии нового поколения, в числе которых пятое поколение мобильной связи (5G), система ГЛОНАСС, облачные вычисления, автоматизированная система электронного мониторинга для повышения безопасности дорожного движения, снижения аварийности и повышения эффективности перевозок. Вдоль дороги намерены построить интеллектуальные зоны обслуживания, логистические индустриальные парки, складские зоны, автозаправочные станции, гостиницы, сервисные службы, предприятия общепита и магазины.

«Создадим интеллектуальную автомагистраль «Меридиан», которая будет функционировать в любую погоду, сделав ее безопасной, быстрой и экологичной. «Меридиан» станет главной транспортной артерией России, ее пропускная способность создаст путь для развития артерий городов, расположенных вдоль маршрута. <…> Являясь государственным предприятием Китая, СС7 активно принимает участие в инициативе «Один пояс — один путь», предложенной председателем Китая Си Цзиньпином. Следуя принципу взаимной выгоды общего развития и используя сильные стороны, Китай как инфраструктурный строительный центр в сочетании с ценным опытом, накопленным при работе с русскоязычными странами, и принимая участие в строительстве большого числа проектов, включая автомагистраль «Меридиан», а также углубляя наше сотрудничество для создания российско-китайского сообщества с единой судьбой, вдоль трассы создана новая эра развития и процветания России», — подытожил г-н Лун Хайян.

Развитие придорожной инфраструктуры скоростных дорог

По словам заместителя председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор» Константина Макиева, за последние шесть лет протяженность скоростной сети Госкомпании увеличилась практически в 5 раз, в ближайшие несколько лет (к 2025 году) ожидается увеличение протяженности еще в 2 раза.

«Мы уже много лет занимаемся не просто развитием сети, мы понимаем, что сегодня нужно уделять существенное внимание развитию инфраструктурной услуге, [необходимо идти в сторону] и в сторону бизнеса, и в сторону пользователя для того, чтобы создавать необходимые условия, комфортные для перемещения по этой сети, а также создавать новые объекты, которые будут обеспечивать тот самый синергетический эффект для всех участников экономики», — сказал Константин Макиев.

Он отметил, что ГК сформировала основные принципы создания многофункциональных зон сервиса (МФЗ). Во-первых, это непрерывность, в частности расстояние между МФЗ на скоростной сети должно быть от 30 до 70 км, чтобы была обеспечена возможность заправки. Во-вторых, — зеркальность: МФЗ должны находиться по обе стороны автодороги.

«Также определены единые стандарты: это стандарт по обслуживанию транспортных потоков, по обслуживанию пользователя, навигационные подходы. Для того, чтобы всем было понятно, когда он находится на МФЗ на автомобильной дороге Государственной компании, он интуитивно понимал, как ему двигаться по зоне многофункционального сервиса. Также — этапность ввода, чтобы все объекты максимально своевременно появлялись для того, чтобы денежный поток с точки зрения бизнеса оптимально и эффективно в рамках инвестиционного проекта обеспечивался», — рассказал представитель Госкомпании.

На примере трассы М-11 «Нева» Константин Макиев рассказал о развитии придорожной инфраструктуры. По его словам, в одном направлении от Москвы до Санкт-Петербурга предусмотрено 35 площадок отдыха, что позволяет водителям отдохнуть в пути. Сейчас на трассе дополнительно отводят земельные участки под поэтапное развитие заправочных комплексов, чтобы закрыть ту проблему, которая была ранее на сети.

«При подготовке проектной документации по автомобильной дороге М-12 мы изначально совместили объекты: площадку отдыха и потенциал ее развития, чтобы туда комфортно мог вписаться различный бизнес, в первую очередь, это заправочные комплексы с жидким моторным топливом и единое сервисное здание с возможностью обеспечения питания. Вот так выглядит первый этап развития МФЗ: он включает в себя, как сегодня уже говорили, необходимую возможность разделения транспортных потоков. Вдоль автомобильной дороги отдельно направляется легковой транспорт, по верхней части отдельно направляется и обслуживается грузовой транспорт, также обеспечена возможность (это является отличительной и уникальной чертой для нашей страны) — отдельное направление обслуживания пассажиров, которые едут на автобусах. Для них предусмотрена отдельная полоса движения. Пользователи будут около единого сервисного здания высаживаться, получать все необходимые услуги питания, магазин, чистые туалеты, которые способны обслужить именно количество пользователей, которые едут в автобусе. Дальше автобус едет и заправляется без пассажиров, что предусмотрено нормативно и возвращается за ними к единому сервисному зданию и двигается дальше в направлении точки назначения. Это первый этап, который минимально необходимый», — рассказал Константин Макиев.

Госкомпания идет навстречу не только пользователям, но и представителям бизнеса. По словам спикера, такой подход создает необходимые условия и снижает барьеры для захода инвестора на земельные участки. Спикер представил план развития придорожной инфраструктуры на скоростных трассах: он включает в себя транспортно-логистические перегрузочные объекты около крупных городов, платные парковки для грузовиков, СТО (в том числе для большегрузов), газозаправочную инфраструктуру на расстоянии примерно 150 км друг от друга.

«Только в этом году мы отыграли уже таких шесть локаций и планируем еще до конца года порядка четырех отыграть в рамках аукционов. Общий объем объектов, который мы планируем к реализации составляет 86. Это, в первую очередь, конечно, касается трассы М-11, Центральной кольцевой автомобильной дороги и дороги М-12. К М-4, так как минимальным сервисом она обеспечена, мы перейдем уже, наверное, в ближайшие годы, там появятся также отдельные земельные участки, с которыми мы начнем работать и предлагать их бизнесу. <…> Какие в целом эффекты для страны? Это более 5 тыс. рабочих мест. Это фактические данные на тех объектах, которые мы уже сегодня создаем, и с точки зрения стоимости этих объектов, в их создание будет вложено порядка 60 млрд рублей», — сообщил Константин Макиев.

Доринфо

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики